суббота, 9 февраля 2013 г.

декарт о первичных и вторичных идеях

Вторичные свойства существуют в особом смысле слова. Они субъективны по характеру своего существования и по своему содержанию, но объективны по своей внешней причине. Например, тона цветов представляют собой именно такие вторичные свойства. Объективно же цвета как таковые не существуют ни в веществах, ни в фотонах, ни в месте взаимодействия квантов электромагнитных излучений с рецепторами глаза.

Третья точка зрения.

Вторичных свойств не существует в следующем смысле. Они проявляют себя лишь в процессе ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ предметов с субъектами. В частности, цвета являются специфическим результатом взаимодействия между зрительным анализатором человека и электромагнитными волнами. Предметы, взятые как таковые, вне их связи с познающими субъектами, цвета не имеют.

Вторая точка зрения.

Никаких вторичных, т.е. субъективных по существованию и по содержанию, хотя и объективных по причине, свойств не существует. В частности, ощущения цвета представляют собой самостоятельные, субъективные лишь по существованию, т.е. идеальные, психические образы «объективных цветов» материальных предметов. Цвет объективен не только по причине, но и по содержанию.

Первая точка зрения.

Так сегодня по поводу этой проблемы существует три точки зрения:

Несмотря на свою многовековую историю, проблема первичности и вторичности качеств и в наше время остается предметом дискуссий.

Учение о первичных и вторичных качествах и догадки о знаковости формы чувственного отражения стимулировали к выяснению истинных материальных причин различных видов ощущений.

Согласно Локку, ощущения величины, фигуры, протяженности, подвижности это образы вещей, а качества ощущений не более как условные знаки. Однако истинные причины возникновения вторичных качеств Локком раскрыты не были.

Дж. Локк придал учению о первичных и вторичных качествах определенную гносеологическую направленность. К первичным свойствам он относил плотность, фигуру, форму, протяженность, покой, существующие объективно, т.е. существующих вне и независимо от сознания. Они присущи вещам и тогда, когда не воспринимаются индивидом. Величина, форма, подвижность предметов при воздействии последних на органы чувств вызывают идеи, которые Локк считал образами указанных свойств. Вторичными Локк называл качества, которые кажутся принадлежащими самим вещам, но в действительности они им не принадлежат. В самих вещах считал Локк, имеется только способность производить эти ощущения. Однако при всем различии между первичными и вторичными качествами в них, по мнению Локка, есть и нечто общее: «идеи» тех и других возникают через «толчок», т.е. через внешнее воздействие. Другими словами, вторичные качества объективны по вызывающей их внешней причине и субъективны по содержанию.

И. Ньютон понимал вторичные качества как субъективные по содержанию, но объективные по внешней причине. Он для того времени сформулировал положение о том, что модальности цвета есть не что иное, как знаки воздействия на органы чувств лучей определенного вида, не обладающих никакими объективными цветами.

Декарт также развивал и обосновывал учение о первичных и вторичных качествах. К первичным свойствам он относил величину, фигуру, делимость, механическое движение, так как этими свойствами обладают все тела. Что касается цвета, запаха, вкуса, звука, то Декарт их относит к субъекту.

Галилей о качествах. Тела всегда имеют величину, форму, объем, движение. Телам приписывались только эти свойства в условиях отсутствия свойств физических и физико-химических. Галилей, однако,P не ввел в природу лишние сущности «объективные» цвета, запахи, вкусы, звуки и пр. как это делалось в рамках наивного реализма.

Предистория феномена Демокрит, который утверждал два первоначала: атомы и пустоту. Атомы неделимые частицы материи неизменны и вечны, находятся в постоянном движении и отличаются друг от друга формой, положением и порядком. Такие же свойства, как звук, цвет, вкус и т.д. атомам не присущи, они существуют во мнении субъекта, а «не по природе самих вещей». При этом он подчеркивал, что чувственная качественность возникает не во мнении (психике) одного индивида, а в общем мнении. Демокрит считал, что эта качественность (модальность) является общечеловеческой, а не индивидуально-субъективной.

Что в чувственной картине мира принадлежит объективной действительности, а что в нее вносится субъектом? Именно попытка расчленить эти два составляющих феномена в чувственном отражении, для того чтобы представить, какова объективная действительность сама по себе, исторически выразилось в концепции о первичных и вторичных качествах.

Опубликовано автором | Просмотров: 1,488

О ПЕРВИЧНЫХ И ВТОРИЧНЫХ КАЧЕСТВАХ В ЧУВСТВЕННОМ ОТРАЖЕНИИ.

Сайт сети «Вестник Академии»

О ПЕРВИЧНЫХ И ВТОРИЧНЫХ КАЧЕСТВАХ В ЧУВСТВЕННОМ ОТРАЖЕНИИ. | Блог Анатолия Овсейцева

Комментариев нет:

Отправить комментарий